Модель Д. Орем
Предложенная в 1971 году модель Доротеи Орем основана на принципах самоухода, или самопомощи.
В данной модели сестринского дела выделяются 3 группы потребностей в самоуходе:
1. Универсальные:
- достаточное потребление воздуха, жидкости, пищи;
- достаточные возможности выделения и связанных с данным процессом потребностей;
- баланс между активностью и отдыхом, между общением и одиночеством;
- предупреждение опасности для жизни и нормальной жизнедеятельности в хорошем самочувствии;
- желание соответствовать определенной социальной группе, опираясь на индивидуальные возможности.
2. Связанные со стадией развития: соответственно возрасту пациента.
3. Связанные с нарушениями со стороны здоровья:
- анатомические (например, повреждения целостности, отеки, ампутации);
- физиологические (например, одышка, боли, нарушение сердечного ритма);
- поведенческие (например, апатия, бессонница, резкие перемены настроения).
Сестринский процесс и модель Д. Орем: применение
1. Пациент — единое целое, гармоничная личность, стремящаяся к самоуходу.
2. Источник проблем пациента — невозможность пациента к самоуходу, потребность в посторонней помощи.
3. Цель ухода — выявление возможностей пациента к самоуходу, создание условий для раскрытия этих возможностей.
4. Направленность помощи:
- выяснение причин дефицита самоухода;
- определение уровень требований пациента к самоуходу;
- оценить возможности пациента;
- оценка степени безопасности пациента при осуществлении самоухода;
- оценка возможности к восстановлению действий пациента по самоуходу.
5. Роль медсестры:
- помощь в овладении пациентом навыков самоухода,;
- контроль выполнения пациентом самоухода;
- уход за пациентом как дополнение к самоуходу.
6. Способы вмешательства — направлено на расширение возможностей самоухода и изменение уровня потребностей в самоуходе. Концептуальная модель Д. Орем предлагает следующие методы сестринских вмешательств:
- выполнять действия за пациента;
- направлять пациента в его действиях, руководить им;
- оказывать поддержку — физическую и психологическую;
- создавать условия для возможностей к самоуходу;
- обучать приемам самоухода пациента и его родственников.
Пациент должен быть готов принять помощь в обучении самоуходу. Медицинская сестра при этом осуществляет помощь:
- компенсирующую — при неспособности пациента к самоуходу;
- частично компенсирующую — при ограниченных возможностях пациента;
- консультативную — обучение пациента и родственников приемам самоухода.
7. Результат оценивается как прогресс в осуществлении пациентом самоухода. Сестринский уход считается эффективным при сохранении или восстановлении равновесия между возможностями и потребностями пациента. Если медицинская сестра осуществила переход от компенсирующей помощи пациенту к частично компенсирующий — результат положительный.